среда, 24 июня 2020 г.




  Сборник

 методических материалов
 по летнему отдыху детей
«Калейдоскоп лета»


                                         Июнь. 2020 год.




Составитель: Макаренко Е.Д., культорганизатор  
государственного  учреждения  дополнительного образования
«Лепельский районный центр детей и молодёжи».
1 квалификационная категория.


 Летняя пора – для детей и подростков – это пора находок и открытий, отдыха и оздоровления, и, конечно же, личностного развития ребёнка. С летом  дети и взрослые связывают лучшие свои мечты и надежды. И очень хочется, чтобы лето принесло ребятам радость, хорошее настроение и заряд бодрости на новый учебный год.
       Данный сборник поможет организаторам летнего отдыха интересно и полезно организовать детский досуг в период самых длинных каникул.
       В сборник включены сценарии игровых программ, игр-путешествий, конкурсных программ, игр по станциям ит.д.




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие                                                                              2
Принципы организации детского досуга                               3-4
Час досуга «Ключ старого леса»                                            5-11
Игра по станциям «Города Беларуси»                                   12-18
Познавательная игровая программа
«Карусель дружбы»                                                                 19-23
Игра «Литературный аукцион»                                              24-28              Игровая программа «Вокруг света за один день»                29-37
Спортивная квест-игра «Необитаемый остров»                  38-43
Игра-конкурс «Свистать всех на верх»                                 44-48
Игровая программа «Чудо гороховое»                                  49-56
Сценарий проведения игры
«День мистера Кроссворда»                                                  57-61
Используемая литература                                                       62



2.

Предисловие

   Летние каникулы – важная составная часть воспитательной деятельности по формированию личности ребёнка.
   Большая летняя перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, приобретения ловкости и бодрости. Это также время нравственной закалки детей и подростков, их  духовного обогащения, ярких впечатлений, самостоятельного творчества, активного познания нового.
   Готовясь к проведению самых длинных, летних каникул, педагоги и родители обращаются к детям с традиционным вопросом: чего они ждут от лета? На них обрушивается множество детских мечтаний, выношенных за долгие учебные месяцы: походы, рыбалка, чтение вволю, футбол, кино, ночные костры, поездки по незнакомым местам, приключения на морских просторах, увлекательные шоу и игры, дискотеки, любимые занятия в объединениях по интересам, секциях и студиях.
   Организаторы летнего отдыха должны учитывать ребячьи пожелания при составлении программ и планов летнего отдыха детей, так как понимают, что система каникулярной деятельности действительно станет значительным фактором социально-творческого развития детей, если взрослые будут признавать самоценность их личности и уважать приоритеты их интересов.
    Летний период – активная пора социализации детей. Значительное расширение поля взаимодействия даёт новые дополнительные возможности для личностного роста каждого ребёнка и его самосовершенствования. Поэтому во время летних необходимо создать соответствующие условия для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующей формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения.



3.

Принципы организации детского досуга

   Принцип в организации детского досуга – генеральная идея, объективная  норма, свод главных правил Реализации воспитательного назначения, в данном случае досуга. Принципы есть то, чем руководствуется педагог в своей работе. Они – как правила техники безопасности. Назовём главные.
   Первый принцип – принцип «красной линии». В работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всём:
Ø в отношениях содружества педагога и детей, приятельски-товарищеских контактов и связях, которые создаёт демократическая сфера досуга. Здесь нельзя «заигрываться», и разумная дистанция всё же необходима. Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнёрства взрослых и детей, которые обеспечивают их содружество и сотворчество. Нарушение  «линии» приведёт к разрушению нормальных контактов;
Ø в демократических основах «субординации», самоуправлении в сфере досуга. Переход «линии» приведёт к неуправляемости, нарушение этики субординациональных отношений взрослых и детей;
Ø в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят;
Ø в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывает личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите необходимая  перестраховка.
Второй принцип – принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий всех участников в целом. «Могучая кучка» - это ядро детского коллектива во главе с педагогом. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувство локтя, взаимодоверия.
Вывод: хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на дерзкие идеи, фантазию.

4.

Третий принцип – «принцип горы». В работе, сотрудничестве с детьми, и как в горах, нельзя терять высоты ни в чём. Мир ожидания детей высок. От
неудач дети, как правило, озлобляются.
   В досуге всегда должен быть заложен резерв удач. Люди в горах обычно всё время идут вверх, поэтому «принцип горы» требует неторопливых, но постоянных, шагов к высоте.
Принцип четвёртый – «принцип антиканонов».  У детей есть чрезвычайно важное – это их энергетика. Она обычно несовершенна, нестабилизирована,
Разбросана, но она, эта энергия, делает возможным повернуть ребёнка к деятельности. Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные  флажки, выходили за стереотипы.
   Принцип антиканонов «толкает» на дерзость, выдумку, предпологает формирование личности ребёнка в диалогах и дискуссиях с жизнью, пробы творческих сил, на опережающих моделях досуга.
Пятый принцип – «принцип камня, брошенного в воду». Любой ребёнок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить, как камень, в воду» - в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
Шестой принцип – принцип опоры на положительные эмоции ребёнка. Существует старая мудрость: ищи в ребёнке хорошее, его всегда больше. Увидеть доброе начала и опереться на них – вот принцип общей и доступной педагогики. Положительное и прекрасное рождает добро.
   Детские таланты оскудневают от невнимания. Ребёнок становится ещё лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.
   Вот в чём «фокус» этого простого принципа.

  


5.








Сценарий
проведения часа досуга

«Ключ старого леса»


6.

Цели и задачи:
·        Организация интересного и полезного досуга детей;
·        Развитие экологической культуры;
·        Развитие коммуникативных умений и навыков работы в группе.
Используемый инвентарь: 12 обручей, 4 мяча, 20 кеглей, 20 ключей,
                                                    10 гимнастических палок,

Перед началом мероприятия звучат песни о природе.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня наш час досуга посвящён экологии. А если
                    сказать точнее – лесу. Кто из вас может ответить на вопрос: что
                    такое лес?

Ответ участников мероприятия.

А приходилось ли вам гулять в лесу спокойно, без беготни, не аукать, не кричать, а просто тихо-тихо пройтись по лесной тропе?

                                  Ответ участников.

В такой прогулке можно открыть множество тайн, узнать, как работают дятлы или мыши тащат в свой домик травку, как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают  сладкий сок-нектар и многое  другое. Давайте сегодня с вами совершим путешествие по лесу, соберём ключи от старого леса, которые помогут ответить нам, что такое лес?
Итак, отправляемся в путь!

Ведущий показывает движение, дети повторяют.

- Выходим из дома и идём по тротуару (топают ногами).
- Сворачиваем на просёлочную дорогу, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами).
- Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).
- А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).
- Речку перешли и снова идём по песочку (труд ладонь о ладонь).
- А теперь по траве (скользящие движения ногами).

7.

- Деревья вокруг большие качаются (руками качают над головой).
- А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).
- Вот и пришли в лес (топают ногами).
Ведущий: Но по лесу мы будем двигаться командами, и у каждого будет
                    свой маршрут. По пути маршрута у вас будут остановки, где надо
будет выполнять задания, и за их выполнения вам будет вручаться собрать  5 ключей.
Прямо теперь мы с вами делимся на команды с одинаковым количеством участников.

Дети делятся на команды.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой команды подойти ко мне для получения маршрутных листов.

Представители команд получают маршрутные листы.

Двигаетесь вы строго по маршруту указанному в  вашем маршрутном листе.
Побеждает команда, которая первой принесёт мне 5 ключей.
Если всё вам в условии понятно, то я объявляю старт!

Дети проходят станции, и в конце всей игры проходит награждение победителей и участников.

Ведущий: А вот теперь я снова задам вопрос, который задавала в самом
                    начале нашего мероприятия: что такое лес?

Ответ детей.

                     Правильно – это огромный город, где живут птицы, животные,
                     насекомые. Это огромный город, где растут грибы и ягоды. Это
                     огромный город,  в который люди приходят отдыхать. Поэтому
                     берегите этот город, который нужен всем!

1-я станция: «Сообщество животных».
Эстафета «Белочка, несущая орех».
Ведущий на станции: Белка - очень шустрый подвижный и ловкий зверёк.  
                  Вспомните, как она ловко прыгает с дерева на дерево, умудряясь
8.

при этом нести грибы, орехи или ягоды. Вам сейчас предлагается проделать тоже самое: прыгнуть из обруча в обруч, держа в руках мяч, оббежать большое дерево (ориентир) и так же путём вернувшись обратно, передать эстафету второму участнику команды.
Эстафета «Заяц, петляющий в лесу».
Заяц, спасаясь от хищников, постоянно запутывает свои следы, то есть бежит не по прямой, а постоянно петляя. Вам надо оббегая пеньки (кегли) пробежать до дерева (ориентира) и обратно. И так каждый участник.
После выполнения заданий команда получает ключ.

2-я станция «Ягоды, орехи, грибы».
Ведущий: Кто сидит на крепкой ножке
                    В бурых листьях у дорожки?
                    Встала шапка из травы –
                    Нет под шапкой головы.
                    Что это?  (Гриб).

                    Берём по лукошку и скорее в путь-дорожку,
                    Разбежались по полянке
                    Мухоморы и поганки,
                    Рыжики, боровики,
                    Чтобы сбить тебя с пути.
Игра «Составь правильно».
МОРУХОМ  -  мухомор;
ЧИКЛИСИ    -  лисички;
ВИКИНОСОДОП  - подосиновик;
ОКЛЁНСАМ   - маслёнок;
ЗОВРЕБЕДОПКИ  - подберёзовик;
УЗДЬГР  - груздь;
АКПОЧНА   - поганка;
ШОНЛУВАК – волнушка.

Эстафета «Паук плетущий паутину».
Четыре  человека встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. В такой сцепке они превращаются в паука, у которого
8 лапок. Таким образом, пауку необходимо передвигаться от старта до дерева (ориентира) и обратно.

9.

После выполнение задания детям вручается ключ.

3-я станция «Вопросы тетушки Совы».
Загадки:
1. Её сестра – в лесу сосна
    Скажите, кто  она сама? (ель)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе  рана? (замазать глиной)
3. Главный враг леса? (Пожар)
4. Он в своей лесной палате
    Носит пёстренький халатик.
    Он деревья лечит:
    Постучит – им легче. (Дятел)
5. Всю ночь летает – мышей добывает,
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
6. Крона – кудрявая
    Сучья – корявые,
    А плод полированный
    Как из меди кованный. (Дуб)
7. Почему нельзя убивать стрекоз?
                              (Они уничтожают много вредных насекомых).
8. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы?
                         (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
9. Богатырь стоит богат,
    Угощая всех ребят:
    Ваню – земляникой,
    Таню – костяникой,
    Машеньку – орешком
    Петю – сыроежкой.
    Катеньку – малиной,
    Васю – хворостиной.  (Лес)
10. По всем странам славится
      Стройная красавица:
      Белые одёжки,
      Золото – серёжки.
      С расплетеною косой
      Умывается росой. (Берёза)

После отгадывания загадок детям вручается ключ.

4-я станция: «Источник здоровья - спорт».
10.

                     Отгадать загадки.
                1. Он лежать совсем  не хочет,
                      Если бросить, он подскочит.
                      Чуть ударишь, сразу вскачь,
                      Ну, конечно – это … (мяч)
  2. На снегу две полосы,
       Удивились две лисы.
       Подошла она поближе:
       Здесь бежали чьи-то… (лыжи)
3. Кто на льду меня догонит?
     Мы бежим вперегонки.
     А несут меня не кони,
     А блестящие …. (коньки)  
4. Этот конь не ест овса,
     Вместо ног – два колеса.
     Сядь верхом и мчись на нём
     Только лучше прав рулём (велосипед)
 5. В этом спорте игроки
     Все ловки и высоки.
     Любят в мяч они играть
     И в кольцо его кидать.
     Мячик звонко бьёт об пол,
     Значит это … (баскетбол)
 6. Здесь команда побеждает,
     Если мячик не роняет.
     Он летит с подачи метко
     Не в ворота, через сетку.
     И площадка, а не поле
     У спортсменов в … (валейболе)
7. Соберём команду в школе
     И найдём большое поле
     Пробиваем угловой –
     Забиваем головой.
     И в воротах пятый гол!
     Очень любим мы ….. (футбол).
8. Я спешу на тренировку,
    В кимоно сражаюсь ловко.
    Чёрный пояс нужен мне,
    Ведь люблю я … (каратэ).
9. Болеть мне некогда, друзья,
11.

    В футбол, хоккей играю я.
    И очень я собою горд,
    Что дарит мне здоровье … (спорт).
11. Лента, мяч, бревно и брусья,
     Кольца с ними рядом.
     Перечислить не берусь я
     Множество снарядов.
     Красоту и пластику
     Дарит нам …. (гимнастика).

После отгадывания загадок детям вручается ключ.

4-я станция: «Поляна строителей».
                       Проходя по лесу, каждый, наверное, встречал на своём пути
                       муравейник. В нём постоянно кипит работа. Все вместе муравьи
                       могут перетащить на себе в муравейник даже очень тяжёлый
                       предмет. И вы сейчас, как муравьи, будете заниматься
                       строительством «муравейника».
                       1-ый участник бежит до дерева (ориентира) в руках с
                       гимнастической палкой и оставив её возле дерева-ориентира
                       возвращается в команду. Затем бежит второй итак пока все
                       гимнастические палки не окажутся у дерева-ориентира.



Если вас заинтересовала информация в сборнике, обращаться к культорганизатору Е.Д. Макаренко  (cdtlepel@mail.ru)











Комментариев нет:

Отправить комментарий